Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в итальянском городе Парма, в семье портного. В возрасте 9 лет Тосканини поступает в пармскую Королевскую музыкальную школу по классу виолончели, фортепиано и композиции, а через 4 года переходит на специализацию по виолончели.
По окончании учебы, в 18 лет, Тосканини поступает музыкантом в передвижную оперную труппу. Во время гастролей труппы в Бразилии, в результате конфликта, дирижер труппы отказался от выступлений, и 25 июня 1886 года дирижировать при исполнении «Аиды» в Рио-де-Жанейро доверили Тосканини, который блестяще провел выступление, управляя оркестром по памяти.
В ходе последующих 12 лет Тосканини дирижировал в разных городах Италии. Он был приглашен для управления оркестром на премьеру «Паяцев» Леонкавалло в 1892 году и «Богемы» Пуччини в 1896 году. В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером знаменитого миланского оперного театра «Ла Скала».
В 1908 году он переезжает в США и становится ведущим дирижером «Метрополитен-опера». С его приходом связывают начало расцвета оперного искусства в США. С 1915 по 1927 год Тосканини вновь дирижирует в «Ла Скала», после чего возвращается в Нью-Йорк и становится главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, а с 1937 года – Симфонического оркестра Нью-Йоркского радио (NBC), которым руководил 17 лет.
В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии (World Poetry Day) 21 марта. Первый Всемирный день поэзии прошел в Париже, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
«Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».
Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. На протяжении веков мысли и чувства, облеченные в поэтическую форму, проникают в сердца людей, напоминая, что мы все одна большая семья и что мы, такие разные, на самом деле очень похожи друг на друга.
Отмечая Всемирный день поэзии ЮНЕСКО также обращает наше внимание на удивительную способность поэтического слова пробуждать в человеке его творческие способности.
Одной из основных целей Дня является поощрение языкового разнообразия и поддержка исчезающих языков посредством поэзии. Более того, Всемирный День поэзии призван дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова.
Этот День, считает ЮНЕСКО, призван содействовать развитию поэзии, возвращению к устной традиции поэтических чтений, преподаванию поэзии, восстановлению диалога между поэзией и другими видами искусства, такими, как театр, танцы, музыка, живопись, а также поощрению издательского дела и созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.
Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.
В настоящее же время в этот День по всему миру — в учреждениях культуры, образования, творческих коллективах и т.п. — проходят различные поэтические концерты, авторские чтения, конференции и семинары, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новой поэтической литературы.
В основу оперы лег сюжет драмы «Король забавляется» Виктора Гюго. После премьеры оперы Верди заметил: «Я доволен собой и думаю, что ничего лучшего не напишу».
Верди не ошибся – по мнению музыкальных критиков, ни одно из следующих произведений композитора по глубине музыкальных характеристик не превзошло оперу «Риголетто».
«Риголетто» стала одним из самых популярных музыкальных произведений не только в Италии, но и за ее пределами. И сегодня эта опера считается одним из самых выдающихся оперных произведений в мировой истории культуры.
Среди известных исполнителей в «Риголетто» партии герцога Мантуанского - Сергей Лемешев, Иван Козловский, Лучано Паваротти, партию Спарафучиле пел знаменитый Фёдор Шаляпин, а партию Риголетто с успехом исполнял Дмитрий Хворостовский.
В январе нынешнего года на сцене Академического Оперного театра им.А.П.Бородина после незначительного перерыва состоялось премьера одного из лучших спектаклей репертуара - оперы П.Чайковского "Пиковая дама". В одной из главных партий публике был представлен солист Государственного Академического Оперного театра, драматический баритон Андрей Булаткин.
Наша беседа с Андреем Булаткиным состоялась после его дебюта в партии Князя Игоря . О том, что такое музыкальный театр сегодня, об удивительной природе голоса, о стране и будущих поколениях мы вместе размышляем и задаем эти бесконечные вопросы.
Андрей Александрович, расскажите, когда впервые поняли, что голос есть и он необычный, отличается от всех? Каков был Ваш путь в профессию?
Голос - это средство. Не все, имеющие длинные пальцы, становятся пианистами ,не все имющие беглость пальцев становятся классными гитаристами. Я с детства всегда был энергичным ребенком, пока это не приобрело какую-то форму - занимался спортом ,в частности легкой атлетикой,.Тогда мне это очень нравилось. Это как-то организовало мою природу - меньше оставалось времени на шалости, я стал учиться в школе лучше.Я всегда любил музыку,играл на баяне ,затем освоил гитару.Даже была команда.Вначале мне не хватало музыкальных знаний, по-настоящему серьезных занятий. Я пел по нотам, которые не понимал, подхватывал "на лету", по слуху - и такое исполнение мне вскоре стало неинтересным. "Заболел" я пением в один момент - когда услышал по радио известного певца Дмитрия Хвороствоского. И что-то вдруг совпало - в душе, в сердце моем откликнулось : Тогда даже не знал ни имени певца, но понял, что именно таким голосом - драматическим баритоном - я буду петь. Почувствовал неистощимую жажду к этому делу, испытав сильное эмоциональное потрясение.
Легко ли давалось постижение вокальных премудростей?
Для певца - обрести педагога это очень важно и хорошо, чтобы такое событие состоялось на первом этапе, с самой первой ступеньки обучения. Это настолько индивидуальная профессия, в которой важно не научить подражать кому-то, а выявить твою природу. Самое главное - дать ремесло владения голосом, знать свои лучшие и слабые стороны. Мне повезло с педагогом в Краснодарской консерватории, который практически за 4 года дал всю вокальную технологию. Мои желания, чаяния совпали с тем, что предлагал педагог. И это важно, потому как мне пришлось до консерватории учиться в училище, отслужить в армии. Не всегда, к сожалению, вокалисту приходит учитель, знающий что делать с голосом. Многие слышат, а дыхание, технологию ведения звука не делают.
Сегодня может ли баритон стать центром, , в котором можно обрести веру и надежду,любовь?
Театр - это одна из форм искусства, способных "отвлечь" человека от реальной жизни, может быть с точки зрения христианства и веры это не лучшее место, где мы воспитываем человека. Духовность дают знание и служение вере. Конечно, в театре создается особая атмосфера спектакля. Главное, что люди, работающие в театре, могут дать многое через искусство - поднять какие-то вечные вопросы нравственной культуры, отношений между людьми. В театре даются христианские заповеди, может быть в другой форме, более привлекательной и доступной многим. Есть настоящее, там - свет, идите к нему. В большей степени театр был и остается развлечением, когда мы отдыхаем, не заняты каким-то физическим трудом. Если ранее театры уровня БДТ, Таганки, с их огромной энергетикой несли необыкновенную силу возрождения России, то сегодня это редкость. Главное - это Артист, личность в театре, которая занимается профессией. Мое кредо артиста - для чего я выхожу на сцену - стараюсь работать "по Станиславскому", в предлагаемых обстоятельствах, чтобы проникнуть в сердце зрителя. Это не форма лицедейства, а общение и убеждение. Форма часто превалирует во многих театрах, московских, питерских, столичных - все крутится на этом. Никто никого не убеждает, будто театр - это безжизненное пространство. Такие театры мне напоминают компьютерные рисунки - оно вроде красиво, но не трогает:
Вы много и успешно работали и работаете в других театрах. - Каковы, эти с точки зрения особенности подготовки спектаклей, репертуара, в целом атмосферы, которую вы почувствовали?
С каждым годом в театрах утрачивается теплота человеческих отношений, атмосфера содружества артистов, работающих в одном коллективе, искренность и взаимовыручка. Главное в любом театре всегда определяет Личность художественного руководителя, дирижера - не потому, что они ведут театр как понимают, но энергия и сила их убеждения дает вдохновение всей труппе.
Среди ваших партий недавним дебютом отмечена роль Томского в "Пиковой даме" на сцене Академического театра. Примите наши искренние поздравления и признание. Знаю, что к этой сложнейшей партии и в вокальном, и драматическом плане нужно "дорасти". Как это было у Вас?
Я очень хорошо знал эту партию до премьеры. . Мне всегда были интересны новые режиссерские проекты, когда меняется взгляд на "привычное" содержание. Не случайно, поэтому и в постановке "Пиковой дамы" появилась возможность раскрыть образ Томского с новой стороны, когда многие мизансцены были расширены, в них можно было выстраивать психологические мотивы и качества сложного образа Томского.
Мне в нашей постановке повезло с партнерами по сцене. Отзывчивые партнеры, настоящие профессионалы, каждая сцена с ними - это настоящее действие и сердечность, которую я ценю высоко. Чайковский совершил в этой опере грандиозный прорыв в музыкальной драматургии - "Пиковая дама" вся держится на сквозном действии, где каждая сцена движет последующую и рвется к трагическому финалу.
Что Вы пожелаете нашему театру, зрителю?
Мои планы неотделимы от планов театра, в котором работаю. Будем ждать: Мы можем делать интересные спектакли, но главное - чтобы они были востребованы, хотелось их обсуждать, следить за развитием труппы, репертуаром. Меня беспокоит молодое поколение - что сейчас они захотят, где и как будут воспитывать своих детей. Россия испытывает сейчас колоссальные трансформации - у нас было сложное прошлое, непонятно какое будущее и совершенно неустойчивое настоящее. Желаю, чтобы каждый русский человек вернулся к традициям столетнего прошлого - к труду, семейным ценностям, к духовной вере. Такое наследие нам сейчас необходимо. Истинный зритель растет в семье, в храме - с воспитанием, верой и любовью. Или в государстве, которое создает такую политику, что театр становится центром художественной культуры.
интервью с солистом Академического Оперного театра Андреем Булаткиным провел журналист Оперного музыкального Пресс-центра Сергей Марченко.
Федор Иванович Шаляпин родился (1) 13 февраля 1873 года в Казани, в семье крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина, представителя древнего вятского рода Шаляпиных. Работал учеником сапожника, токаря, переписчиком. Одновременно пел в архиерейском хоре. С юношеских лет увлекался театром. В 1890 году Федор стал хористом оперной труппы в Уфе, с 1891 года с украинской опереточной труппой разъезжал по городам России. В 1892-1893 годах он занимался у оперного певца Д.А. Усатова в Тбилиси, где начал профессиональную сценическую деятельность. В сезон 1893-1894 годов Шаляпин исполнил партии Мефистофеля («Фауст» Гуно), Мельника («Русалка» Даргомыжского) и многие другие. В 1895 году был принят в труппу Мариинского театра, спел несколько партий. В 1896 году по приглашению Мамонтова поступил в Московскую частную русскую оперу, где раскрылось его дарование. Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с Рахманиновым. За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара: Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Иван Грозный и Сальери («Псковитянка» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» Серова), Нилаканта («Лакме» Делиба) и др. Большой успех имел Шаляпин во время гастролей Московской частной русской оперы в Петербурге в 1898 году. С 1899 года он пел в Большом и одновременно в Мариинском театрах, а также в провинциальных городах. В 1901 году с триумфом выступал в Италии (в театре «Ла Скала»), после чего начались его постоянные гастроли за рубежом, принесшие певцу мировую славу. Особое значение имело участие Шаляпина в Русских сезонах (1907-1909, 1913, Париж), как пропагандиста русского искусства и прежде всего творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. Особая дружбы связывала Федора Ивановича с Максимом Горьким. После победы Октябрьской революции 1917 года Шаляпин был назначен художественным руководителем Мариинского театра, но в 1922 году, уехав за границу на гастроли, он не вернулся в Советский Союз и остался жить в Париже. Глубокий интерпретатор романсов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, Шумана, Шуберта - он был также проникновенным исполнителем русских народных песен. Многогранная художественная одаренность Шаляпина проявилась в его талантливых скульптурных, живописных, графических работах. Он обладал также литературным даром. Скончался Федор Иванович Шаляпин 12 апреля 1938 года в Париже, был похоронен на парижском кладбище Батиньол, а в 1984 году его прах перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
© Calend.ru